Война, мать родна и другие действующие лица

Елена Мальчевская

«Опиум» Виталия Королева
Режиссер Александр Марченко
Художник Андрей Жигур
Художник по свету Николай Сурков
Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн»

Одним светлым-светлым весенним вечером в одном светлом-светлом, просто белом зале взяли да и насыпали черной-черной земли, чтобы рассказать страшную историю «Опиум». О том, что война, она не где-то далеко (в прошлом, где подвиг народа бессмертен; на экране телевизора; за границей), а очень рядом. Возможно, у тебя в голове…

@op_01

В этом году на белорусской сцене появились два ярких антивоенных высказывания, посвященных событиям в Украине. В феврале на одной из площадок Молодежного театра Дмитрий Богославский поставил пьесу Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор». В апреле в пространстве Дворца искусств «АРТ Корпорейшн» показал «Опиум» Виталия Королева в постановке Александра Марченко. В обоих спектаклях о войне рассказывают события мирной жизни вблизи военного конфликта, но не конкретно в зоне боевых действий. И в обоих спектаклях так или иначе осмысляется коммерческий подход к войне. У Ворожбит дороговизна похорон и быта военного времени становится одним из аргументов, чтобы не воскрешать Сашу, которого опять убьют на войне. У Королева один из братьев бросает копать могилы на кладбище в Рогачеве и уезжает копать траншеи на войну в Украине, чтобы заработать денег. Добро пожаловать, мы снова в фургоне матушки Кураж! И если после премьеры «Саша, вынеси мусор», нам казалось, что мы просто смотрим как он проезжает по дороге (современная украинская драматургия, которая воплощает границу «это не про нас»; мелодраматическая линия потери близкого человека и переживание этой потери, выходящие на первый план), то «Опиум» не оставляет шансов остаться непричастным…

@op_02

Пьеса «Опиум» написана в жанре мокьюментари — это псевдодокументализм: все события и персонажи вымышлены, любые совпадения случайны, но кажутся абсолютно реальными. Действие «Опиума» разворачивается в Рогачеве. Среднестатистическая семья с небольшим доходом. Мать болеет. Старший брат Коля работает на каком-то складе, но его увольняют. Младший готовится к поступлению, но только на бюджет — учить его платно денег нет. С увольнением Коли денег нет уже ни то что на гипотетическую учебу, а в принципе на жизнь. И он решает уехать в Украину, потому что там хорошо платят… Финал спектакля неожиданно обрывает повествование и вроде бы налаженную жизнь трагической развязкой. С одной стороны, кажется обычной «бытовухой» из хроники происшествий; с другой — точным меседжем: война — это не только, когда стреляют, иногда убивает мысль.

@op_03

Но одним из главных театральных событий этого года «Опиум» стал не только из-за выбранной темы, но еще из-за истории создания. Пьеса Виталия Королева была написана в рамках IV Международной драматургической лаборатории, которую ежегодно проводит Центр белорусской драматургии. Одним из кураторов лаборатории в 2015 году стал художественный руководитель Театра.doc Михаил Угаров. Интерес к теме и стечение обстоятельств поспособствовали тому, чтобы в рабочем лабораторном тандеме «драматург — режиссер» в случае с «Опиумом» режиссером выступил Михаил Юрьевич. Пьеса была отмечена профессиональным и зрительским жюри, которые оценивали итоги работы лаборатории. Но вероятность того, что она повторит судьбу многих хороших текстов, созданных в лаборатории, воплотившись только в нескольких читках, была велика. Помимо традиционной причины — раскоординированности современной белорусской драматургии и современной белорусской режиссуры — ситуацию усложняла и остросоциальная тематика «Опиума». Однако пьеса Виталия Королева заинтересовала режиссера Александра Марченко и директора Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» Анжелику Крашевскую. «АРТ Корпорейшн» продолжил ряд успешных проектных постановок по пьесам современных белорусских драматургов («Печальный хоккеист» Павла Пряжко; «Кратковременная» Константина Стешика; «PATRIS» Сергея Анцелевича, Дмитрия Богославского и Виктора Красовского) спектаклем «Опиум». Кстати, реализовав попутно первый успешный крауфандинговый театральный проект в Беларуси: на крауфандинговой интернет-площадке «Улей» для создания спектакля 136 спонсоров собрали более 40 миллионов рублей.

@op_04

Спектакль был воплощен в сценическом пространстве, которым стала часть выставочного зала Дворца искусств. На этот выбор повлияли и вопросы аренды, и ограниченное количество подходящих камерных площадок в столице. В стерильно белом пространстве сцены, которое создал художник Андрей Жигур, — несколько ящиков с землей. Землю рассыпают и сметают, копают. Из земли появляются и исчезают предметы быта: тарелки, бутылка «чернил», саперные лопатки, походный рюкзак. На земле остается лежать убитый… С одной стороны визуальный конфликт белого пространства и черной массы (как символы: чистоты и грязи, достатка и нищеты) обостряет наше восприятие происходящего. Земля на сцене, как и другой природный рэди-мэйд (вода, песок, камень и пр.) создает определенную атмосферу. Но в то же время постоянное копание в земле предопределяет финал (ее превращение в могилу), что выглядит несколько нарочитой метафорой.

Белые щиты разной формы у задника выполняют одновременно роль ширм и экранов для видеопроекций. Видеоряд в большинстве случаев (кроме сцены разговора по скайпу), остается вторым планом и несет ассоциативную, атмосферную нагрузку. Демонстрируя реалии времени (очередь, центр занятости) или крупные планы того, что происходит на сцене (например, руки актрисы в земле).

@op_05

Нужно отметить, что для воплощения «Опиума» в одну команду собрались актеры из разных театров. Главную женскую роль — больной матери — исполнила актриса Купаловского театра Юлианна Михневич. Ее образ отличает глубокий внутриличностный конфликт, проявление которого предопределено драматургическим материалом (единственная возрастная героиня спектакля, любящая обоих сыновей). Пластический рисунок роли, манера говорить, подчеркивает еще и то, что перед нами человек, способный сражаться с мелкими житейским трудностями (например, засунуть в бачок пластиковую бутылку, чтобы экономно расходовать воду и не переплачивать), но неспособный предотвратить поездку сына в Украину. Для зрителя так и остается загадкой: ей просто не хватило сил или надежда на лучшую жизнь и хороший заработок победила?

Двух братьев, старшего Колю и младшего Андрея, играют два актера Республиканского театра белорусской драматургии Максим Брагинец и Артем Курень. Их дуэт — это своеобразное продолжение дуэта простого парня (Брагинец) и образованного парня (Курень) из первой пьесы Виталия Королева «Участковые, или Преодолеваемое противодействие». Девушку Андрея играет актриса Республиканского театра белорусской драматургии Анна Семеняко. Ее героине в этом бело-грязном мире, наверное, неуютнее всех, но она не говорит об этом открыто. Она постоянно трет руки салфеткой, пытаясь оттереть то ли грязь, то ли прикосновения Андрея, с которым в конце концов расстается. Хорошо обеспеченного друга Андрея, для которого не проблема ни в вуз поступить, ни велик купить, ни виски выпить (за родительские, разумеется, деньги) сыграл Антон Жуков из Театра-студии киноактера, обострив условия жизненной несправедливости, с которыми сталкиваются главные герои.

@op_06

Манеру актерского существования, систему координат, заданную режиссером Александром Марченко, скорее можно охарактеризовать как перевоплощение, для которого не характерно, например, вырыпаевское доминирование актера над персонажем, и уж тем более определенное очуждение, акт речи, как событие, свойственные документальному или постдраматическому театру. Подчеркну, что такой режиссерский выбор не является недостатком конкретного решения спектакля, но в то же время не способствует возникновению нового театрального языка в поле взаимодействия современного текста и режиссера.

В целом, «Опиум» как проект (проектный театр, крауфандинг, остросоциальная тематика, консолидация театрального сообщества на всех уровнях — от продюсера до зрителя) сегодня выглядит более значимым для белорусского театрального процесса, чем «Опиум» исключительно как художественное высказывание, спектакль. Потому что изменяет привычные законы существования этого процесса и заставляет развиваться, решать новые актуальные задачи, не все из которых способен решить просто хороший спектакль. Главное, чтобы этот опыт «Опиума» не остался первым и единственным в своем роде.

Фотографии Евгении Петрученко.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s