Такая реальность. Европейская театральная премия

Людмила Громыко

Там, где сценическое искусство активно развивается, никто не станет задавать вопрос: «Зачем нужны фестивали?». Ведь это и так очевидно. Фестивальное движение захлестнуло весь мир. Новый опыт и знания, которые можно получить на театральных форумах, всегда уникальные. Для профессионалов это прекрасная возможность понять, какие инструментарии и способы коммуникации театр использует, как встраивается в изменяющийся мир, с чем и зачем приходит к человеку. Крупнейшая культурная инициатива «Европа – театру», конечно же, не исключение.

001

О самой Европейской театральной премии, которая с 1987 года присуждается за художественные свершения и путь в искусстве, в Беларуси знают немного. Хотя за тридцать лет существования лучшие страницы в истории современного европейского театра созданы ее лауреатами. В их числе – Ариана Мнушкина, Питер Брук, Джорджо Стрелер, Хайнер Мюллер, Роберт Уилсон, Пина Бауш, Лев Додин, Робер Лепаж, Кристиан Люпа. С 1990 года в рамках проекта вручается премия «Новая театральная реальность» (теперь просто – «Театральная реальность») – за поиски новой формы во всех ее проявлениях. В этой номинации отмечены – Анатолий Васильев, Эймунтас Някрошюс, Кристоф Марталер, Томас Остермайер, Хайнер Геббельс, Оскарас Коршуновас, Алвис Херманис, Кшиштоф Варликовский, Кэти Митчелл, Андрей Могучий. Обе Премии присуждаются международным жюри. В него входят критики и театральные деятели из европейских стран, не обязательно входящих в ЕС. Фестиваль и церемония награждения раз в два года проходят в разных городах Европы. Присутствие лауреатов на церемонии обязательно. Призовой фонд премий «Европа – театру» и «Театральная реальность» составляет 60 и 30 тысяч евро соответственно.

002.jpg

Изабель Юппер и Джереми Айронс – обладатели премии «Европа – театру».

Со спектаклями выдающихся режиссеров, представленных в рамках Европейской театральной премии, белорусские зрители могли познакомиться на Международном форуме ТЕАРТ. Речь, правда, не о сотрудничестве, просто организаторы ТЕАРТа быстро реагируют на яркие театральные события в Европе и мире. В конце прошлого года, благодаря поддержке гуманитарного проекта Европейского союза «Мост» представители из Беларуси впервые присутствовали на неделе Европейской театральной премии в Риме.

003.jpg

Зал Палаццо Венеции, место проведения встреч с лауреатами премии.

Масштаб этого культурного события нам сложно даже представить. Каждое утро в самом центре Вечного города в музее на площади Палаццо Венеции собирались около 500 участников самого большого театрального фестиваля в Европе. Начиналась образовательная и гуманитарная часть программы, которой уделялось ничуть не меньше внимания, чем самим спектаклям. Ежедневно – дискуссии, круглые столы, встречи с режиссерами, деятелями Союза европейских театров, Международного института театра, Международной ассоциации театральных критиков. Среди прочего – встреча с членом жюри и театральным критиком Мариной Давыдовой, представившей европейскому театральному сообществу творчество лауреата премии «Театральная реальность – 2017» Кирилла Серебренникова, который в России находится под домашним арестом.

История современного европейского театра фиксируется, анализируется, осмысливается. Тенденции выверяются на вечерних просмотрах спектаклей лауреатов. Во всем демократичная атмосфера и, естественная в такой культурной воронке, разбежка в оценках и мнениях.

004.jpg

В отсутствии лауреата творчество  Кирилла Серебренникова европейскому театральному сообществу представила Марина Давыдова.

Представленные на форуме спектакли  подчеркивали разнонаправленность эстетических устремлений. Ни в чем не было абсолюта или некой безусловной художественной доминанты. Все режиссерские работы сосуществовали в различных системах художественных координат, свидетельствуя о множественности путей открытых для современного театра. Идеальный спектакль остается труднодостижимой целью, если к таковой кто-либо сознательно стремится.

Премию «Европа – театру» в этом году как бы условно вынесли за скобки. Ее вручили двум знаковым актерам – Изабель Юппер и Джереми Айронсу. Что не совсем характерно для форума, где, как правило, поощряются выдающиеся достижения в режиссуре. Работы Юппер и Айронса не были встроены в общий фестивальный поток. На церемонии закрытия актеры прочитали фрагменты из переписки Марии Казарес и Альбера Камю. Следом была представлена пьеса Гарольда Пинтера «Прах к праху». Ничего не было отрепетировано заранее, но зрители имели возможность оценить их живое, импровизированное партнерство.

005

«Без названия. Я буду там, когда ты умрешь». Режиссер Алессандро Шаррони

Вечерами, в течение всей фестивальной недели чередовались спектакли лауреатов премии «Театральная реальность». Свободный взгляд организаторов на вариативность самой театральной формы подчеркнула работа итальянского режиссера и перформера Алессандро Шаррони «Без названия. Я буду там, когда ты умрешь», в которой четверо жонглеров в течение часа бросали перед зрителями булавы, изобретая все новые и новые эффектные комбинации. Впрочем, была показана только одна часть резонансной работы режиссера, судить обо всем представлении по ней оказалось достаточно сложно.

О том, что устоявшиеся театральные формы не исчезают вдруг, а могут шлифоваться и оставаться актуальными десятилетиями – свидетельствовали новые спектакли режиссеров, давно взошедших на европейский театральный Олимп. В своем «Короле Лире» Джорджо Барберио Корсетти словно визуализирует прошлое через осмысленное настоящее. История королевской семьи отсканирована острым взглядом современника. В ней нет ничего неожиданного. Но есть старая, как мир ситуация, пронзенная новыми обстоятельствами. В наше время само понятие «трагедия» приобретает значение бытовой неизбежности. И все больше людей участвует в необязательном хороводе, где есть свои наблюдатели и свои кукловоды. Актуальный смысл спектакля пульсирует в точно отстроенном, эстетски выверенном пространстве. Акцентируется игрой цвета в костюмах. Изменение и постепенное загромождение пространства – как нарастающие проблемы, которые невозможно разрешить.

006

«Король Лир» Уильяма Шекспира. Режиссер Джорджо Барберио Корсетти.

Петер Штайн и итальянская компания из Прато представили шекспировского «Ричарда II» со всей возможной театральной обстоятельностью. Короля сыграла Маддалена Криппа. Погружение в бездну придворных страстей и человеческих интриг, исследование природы злодейства, распознание его как неизбывной инфернальной субстанции. Отточенность каждого движения, каждой мысли исполнителей, за которыми интересно следить, которым интересно следовать. Изысканные визуальность, цветовая гамма и мизансценирование, отсылающие нас в залы музеев Ватикана. Классика жанра, учебное пособие по режиссуре и актерскому мастерству… Может ли устареть такая эстетика, как показалось многим?

007.jpg

«Ричард II» Уильяма Шекспира. Режиссер Петер Штайн.

«Гамлетмашина» Хайнера Мюллера – воспроизведенная Робертом Уилсоном версия знаменитого нью-йоркского спектакля 1986 года. На этот раз исполненная студентами Римской академии национального драматического искусства «Сильвио Д’Амико». Идеальный спектакль-фантом (если такое вообще возможно), который нельзя разложить на составляющие элементы. Импульсивная рефлексия выдающегося немецкого драматурга по поводу существующего мироустройства. По его словам – пьеса «о кризисе государства, о разрыве между двумя эпохами, о судьбе интеллектуала, который гибнет от этого разрыва». Но спектакль Уилсона – это взгляд на существующую реальность как бы сверху, c высоты. С неизбежным искажением и сглаженностью мелких деталей. Свет, ритм, движение по кругу, повторение прошлого как носители информации. Обретенное в результате знание – трагично. Думаю, для нашего отечественного зрителя такие спектакли как привет из иной театральной цивилизации.

008

«Гамлетмашина» Хайнера Мюллера. Режиссер Роберт Уилсон.

Три спектакля, представленные режиссерами нового поколения, внесли свои нюансы, эффектно дополнив картину европейской театральной действительности. «Цыганская армия» берлинского Театра Максима Горького был реализован на стыке документального театра и политического кабаре. Режиссер Яэль Ронен успешно постигает возможности каждого из этих жанров, объединенных в одном спектакле. Получился социально острый публицистический памфлет со злободневной полемической направленностью. Правда в глаза – от каждого из актеров цыганской труппы – о гонениях, ксенофобии, притеснениях, ненависти, которую персонажи испытывали на себе. Проблем столько, что кажется режиссеру и актерам трудно остановиться…

010.jpg

«№043 Грязь». Режиссеры Тийта Оясоо и Эне-Лийз.

Спектакль «№043 Грязь» поставлен Тийта Оясоо и Эне-Лийз Семпер с выпускниками Школы театрального искусства Эстонской Академии музыки и театра в эстонском Театре «№099». Этот коллектив вдохновлен концептуальной идеей. После первой же премьеры его создатели включили «обратный отсчет», их путь отмерен от первой премьеры до последней, от №099 – до №001. Популярность театра зашкаливает, он живой, острый, провокативный. Представлениям сопутствуют не только восторги, но и скандалы. Впрочем, показанный в Риме спектакль «№043» был отмечен очевидным успехом. Это зона развернутых этюдов (соприкосновение, импровизация, импульсивная эротичность), спровоцированных «предлагаемыми обстоятельствами», вызывающими выброс чувств. Все происходит в своеобразном стеклянном бункере, на/в или же просто по колено в грязи. Возможно, по законам звериной стаи, поэтому здесь не церемонятся ни с кем. Каждый персонаж по-своему переживает историю своих желаний. И все они – отдельные миры. Можно ли выбраться из грязи? – для многих этот вопрос отнюдь не риторичный.

011.jpg

«Девственницы-самоубийцы» по роману Джеффри Евгенидиса. Режиссер Сюзанна Кеннеди.

Одним из самых резонансных спектаклей театральной недели в Риме стали «Девственницы-самоубийцы», поставленные в мюнхенском «Каммершпиле» Сюзанной Кеннеди по одноименному роману Джеффри Евгенидиса и тибетской «Книге мертвых». Некий бесконечно длящийся ритуал, завораживающий, гипнотизирующий, сверлящий сознание, вышибленное из зоны привычного. Механический голос робота; множество бьющих по глазам экранов с бытовыми сюжетами из жизни подростков, снимающих себя на видео; белые платья, украшенные гирляндами цветов, яркие чулки, женские маски с огромными неотступными глазами, полуживые фигуры, натуралистически выполненный муляж человека в гробу… Модель мира из мира снов и встроенного подсознания. Без поступательного следования сюжету. Игра в ассоциации режиссера Сюзанны Кеннеди и художника Лены Ньютон, которые предлагают новый способ коммуникации со зрителем и стирают границы между разными видами искусства.

009

«Цыганская армия». Режиссер Яэль Ронен.

В этом году на церемонии награждения режиссеров лауреатов премии «Театральная реальность» отсутствовали двое – Кирилл Серебренников и Ерней Лоренци. Словенский Национальный театр не смог показать свой спектакль из-за внезапной смерти актера Ернея Шугмана. Драматические обстоятельства, связанные с Кириллом Серебренниковым, до сих пор не разрешены. Свои награды эти режиссеры получат во время следующей церемонии.

Фотографии www.premio-europa.org

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s