Прорывы и провалы. «Белая Вежа-2018»

Ксения Дубовская

С 11 по 16 сентября в Бресте прошел ХХІІІ Международный театральный фестиваль «Белая Вежа». В нем приняли участие коллективы из Алжира, Армении, Великобритании, Испании, Латвии, Литвы, Польши, России, Украины и Беларуси. В общей сложности было представлено 24 спектакля, так что программа была очень насыщенной. Кроме того, в кинотеатре «Беларусь» в рамках проекта ТheatreHD прошли видео-показы двух лондонских спектаклей: «Гамлет: Камбербэтч» Линдси Тернер и «Кармен» Мэтью Борна.

00

В этом году организаторы фестиваля решились на необычный эксперимент: зрителю были представлены работы непрофессиональных коллективов – детских и юношеских. Похоже, к закрытию все пришли к выводу, что идея была не из лучших. Но обо всем по порядку. Программу можно разделить на категории: театры кукол, драматические театры, моно-спектакли, хореографические и любительские постановки. Своеобразной экзотикой стали работы коллективов из Алжира и Армении.

Экспертный совет представляли театральные критики и театроведы из Беларуси: Людмила Громыко, Татьяна Орлова, Надежда Бунцевич и Ксения Дубовская. Из России приехали Владислава Куприна и Екатерина Тимонина, из Литвы – Мария Танана.

Театры кукол в топе

И снова театры кукол всех превзошли, хотя к этому мы уже давно привыкли. Все равно каждый раз удивление, уважение и восторг вызывают умение артиста театра кукол работать с предметом, сам предметный мир – метафорический и насыщенный смыслами, равно как и способ актерского существования, лишенный излишнего пафоса, нажима и крикливости. Важно еще, что «кукольники» как-то особенно внимательно относятся к выбору материала для постановки. Здесь нет случайных тем или текстов, которые зачастую появляются на сцене непонятно по какой причине. Актуальность, стиль и мастерство как слагаемые успеха.

На фестивале было показано пять спектаклей, два из которых – для детской аудитории. Хотелось, чтобы их было больше, но город уже не первый год ждет окончания реконструкции здания Брестского театра кукол, который смог бы принять большее количество коллективов. На этот раз довольствовались качеством, что тоже хорошо.

01

«Как погиб Гуска» Николая Кулиша. Киевский академический театр кукол (Украина).

Гран-при

Гран-при фестиваля получила трагикомедия «Как погиб Гуска» Николая Кулиша Киевского академического театра кукол. Пьеса, написанная в 1925 году, посвящена революционным событиям, произошедшим после 1917 в Украине. Актуальность темы, кажется, объяснять не нужно. Режиссер Оксана Дмитриева сохраняет непростой авторский жанр, переключая внимание зрителя с трагических на комические сцены. Эпизоды жизни милой и трогательной семьи Савватия Савельевича Гуски, состоящей из жены и семи дочерей, прерываются появлением безликих людей с автоматами (их лица закрыты черной тканью). Они – большевики, которые разрушают привычный уклад жизни, маленькое мещанское счастье. Отчаявшись, Гуска с семьей уезжают на необитаемый остров, но у диктатуры пролетариата длинные руки, от нее так просто не скроешься.

Драматичная история о попытке людей сбежать от пугающей реальности «чертового тумана» на «блаженный остров» рассказана метафорическим языком, в том числе при помощи предметов-объектов, которые в умелых руках актеров перевоплощаются и наполняются разными смыслами. Множество нагроможденных друг на друга чемоданов организуют вертикаль сцены и становятся пьедесталом для новых бесстрастных хозяев жизни, управляющих Гуской и его семьей, словно марионетками. В то же время веревки в руках большевиков кажутся молниями, которые они метают под звуки грома в испуганных людей, хранящих в своих чемоданах нежные воспоминания о воскресных чаепитиях. Когда стулья превращаются в клавиши фортепиано, нимбы в пяльцы, а колокол в шар-бабу для сноса зданий, особенно остро ощущается изменчивость существования в мире, где все, во что веришь, может погибнуть на глазах. Вспоминается и судьба самого Николая Кулиша, который из чуть ли не центральной фигуры украинской литературы 1920-х  превратился в заключенного Соловецких лагерей и был расстрелян в 1937…

02

«Пансион “BELVEDERE”». Белорусский государственный театр кукол.

Лучший спектакль театра кукол

«Пансион “BELVEDERE”» Белорусского государственного театра кукол был принят брестской публикой с предсказуемым восторгом (режиссер Маттео Спьяцци). Этот спектакль давно уже собирает аншлаги в Минске. На сцене – пожилые люди в доме престарелых, их однообразные будни, наполненные маленькими ежедневными радостями и некогда светлыми воспоминаниями, которые за годы хранения в душных комнатах пансиона приобрели привкус горечи. Постановка идет без слов, актеры носят маски, которые делают характер каждого героя и героини более выпуклым и объемным (художник Татьяна Нерсисян). Кроме того и сами артисты мастерски передают пластику и энергетику своих пожилых персонажей. Балансируя на грани иронии и карикатуры, исполнители порой эту грань переступают. Зрительская любовь к спектаклю не стала бы меньшей, откажись авторы и актеры от заигрывания с публикой на уровне обнажения до памперсов и глотания мочи.

03

«Мой папа – птиц» Дэвида Алмонда. Брестский театр кукол.

Спектакли для детей

В кукольной программе было представлено три спектакля для разных возрастных категорий. Для малышей от 0 до 3-х лет – «Каляки-маляки» Киевского академического театра кукол в постановке Марины Богомаз. Дети с удовольствием находятся внутри этого представления, уютно расположившись прямо на сцене, и вступают в прямой контакт с актерами. В то же время исполнительницы в игровой форме рассказывают им простую и понятную историю о дружбе солнышка и тучки, из которой рождается радуга.

Для детей старше шести лет – «Мой папа – птиц» Дэвида Алмонда Брестского театра кукол от режиссера Александра Янушкевича. В спектакле используется форма он-лайн видеосъемки, что расширяет его пространство, но и усложняет задачу актерам. Им приходится работать одновременно в трех планах: живом, экранном и кукольном. Авторы затрагивают серьезную тему терпимости к собственным ошибкам и ошибкам своих детей: падать можно и это нормально, это часть жизни любого человека. Татьяна Нерсисян была признана лучшим художником за спектакли «Пансион “BELVEDERE”» и «Мой папа – птиц».

04

«Игра времени». Куклы Давида Зуазолы (Мадрид, Испания).

«Игра времени» в исполнении Давида Зуазолы из Испании, который также художник и автор музыкального оформления, стала лучшим моноспектаклем фестиваля. Спектакль рассчитан на детей старше семи лет и состоит из семи разрозненных сюжетов, поставленных семью режиссерами из семи стран мира (угадайте сколько минут длится каждая история). Давид Зуазола, виртуозно работающий с небольшими куклами, стилизованными под стимпанк арт, легко и изящно обращается к самым серьезным темам: время и смерть, мечта и смысл жизни.

Спектакли театров драмы

От фестивального спектакля всегда ждешь новых акцентов и смелых современных решений, драматические театры этих ожиданий не оправдали. Подольский театр прикоснулся к роману Чингиза Айтматова «Плаха», сделав из него тенденциозную историю, отсылающую к театральной эстетике 1980-х (режиссер Олег Ефремов). Устаревший визуальный язык и излишне экспрессивная актерская игра никак не помогали спектаклю превратиться из проповеди в высказывание. По меньшей мере наивно рассчитывать на то, что современный зритель изменит свою жизнь после того, как со сцены полтора часа будут кричать: наркотики – зло, уверуйте и опомнитесь!

05

 «Калека с острова Инишмаан» Мартина МакДонаха. Ровенский академический музыкально-драматический театр (Украина).

Спектакль «Калека с острова Инишмаан» Мартина МакДонаха и Ровенского академического украинского музыкально-драматического театра дал возможность увидеть вдохновенную и просчитанную до мелочей работу украинских исполнителей Лины Изаровой, Ольги Лозовской, Владимира Фединчука и др., основанную на классической школе психологического театра (режиссер Владимир Петрив). В остальном, это – добротный, подробный, насыщенный густым бытом спектакль, не претендующий на поиски новых форм.

Всем беларусам очень хотелось посмотреть на то, как Мирнинский театр из Республики Саха поставил пьесу нашего драматурга Максима Досько «Лондон». Учитывая, что в Беларуси есть два удачных спектакля, поставленных по этому материалу – в Свободном театре и Могилевском областном театре драмы и комедии им. В. Дунина-Марцинкевича – волей-неволей приходилось сравнивать. Сравнение оказалось не в пользу гостей из Якутии. Режиссер Александр Свечников и его соавторы за эстрадной подачей утратили тонкость и глубину текста. Ироничная пьеса о противоречивости любви к родине превратилась в подобие юмористического концерта, включающего в себя популярные песни о Лондоне, видео с пьяными и фрагменты диснеевских мультиков.

06

«Ревизор» Николая Гоголя. Национальный театр имени Янки Купалы.

Лучшим спектаклем театров драмы стал «Ревизор» Николая Гоголя Национального театра имени Янки Купалы (режиссер Николай Пинигин). Это не удивительно, ведь в постановке кроме отличных актерских работ Павла Харланчука в роли Хлестакова и Виктора Манаева в роли Городничего есть интерпретационное режиссерское видение классического текста. А это, как оказалось, для драматического спектакля уже не мало.

Программа моноспектаклей

Как говорилось выше, лучшим моноспектаклем стала «Игра времени» театра кукол из Испании, что симптоматично относительно общего высокого уровня кукольных представлений. Также были показаны работы из Лондона, Санкт-Петербурга и Москвы. Очевидно, что это сложнейший жанр, ведь удержать внимание зрителя на протяжении даже одного часа способен не каждый актер. Поэтому не удивительно, что открытий в этот раз больше не было. В спектакле «Маргарет» была попытка общения с залом англичанина Пипа Уттона. Актер, перевоплотившись в Маргарет Тэтчер, предложил зрителю задавать «железной леди» любые вопросы. Нельзя сказать, что фигура британского политика вызвала у брестской публики большой интерес.

Евгений Князев, представивший свой моно-вариант «Пиковой дамы» Александра Пушкина, действительно, большой мастер слова, умеющий доносить смысл и энергию текста. Но все же спектаклем в полном смысле это художественное чтение назвать трудно.

07

«Пиковая дама» Александра Пушкина. Исполнитель Евгений Князев. Академический театр имени Евгения Вахтангова (Россия).

А вот «Одесские рассказы» Исаака Бабеля в исполнении Олега Попова (Литературный театр его же имени из Санкт-Петербурга) хоть и выглядели полноценным моноспектаклем, но вызвали чувство недоумения и неловкости. Актер так хотел понравиться публике, что пускал в арсенал все доступные ему средства выразительности: от вращения глазами и надувания щек до воздушных поцелуев и имитации отрыжки (уж извините, но как есть). Карикатурно иллюстрируя взаимоотношения персонажей и их характеры, Олег Попов оставил впечатление очень довольного собой артиста-юмориста.

08

«Казанова. Генриетта. Венеция». Даугавпилсский театр (Латвия).

Хореография: вне конкуренции

Постановщик спектакля Даугавпилсского театра «Казанова. Генриетта. Венеция» Ирина Савельева была отмечена как лучший хореограф. Что не удивительно, ведь это было единственное хореографическое представление от профессионального коллектива. В общем и целом, это симпатичная, легкая постановка, не претендующая на глубину высказывания. Казанова предстает в роли романтического героя, который очень нравится всем женщинам. Правда, не совсем понятно почему. Ведь не может лишь оголенный торс под струями воды вызывать такой неподдельный интерес у множества любовниц героя. Добавим сюда эстрадную хореографию и фоновый задник, установленный за бутафорскими колоннами, на который проецируется то струящаяся река, то плывущие облака, а то и вовсе пылающие огнем любовной романтики томные охристые свечи. Получим спектакль, любимый публикой, иллюстрирующий любовь и страсть.

Дети на сцене

Ничего плохого нет в том, чтобы дети выходили на сцену, а их руководители получали обратную связь от профессиональных критиков на фестивальных обсуждениях. Только фестиваль для таких постановок нужно организовывать отдельный, потому что обсуждать работы любительских коллективов наравне со спектаклями профессиональных трупп по меньшей мере неэтично. Так что позвольте ограничиться этим замечанием, отметив лишь то приятное впечатление, которое оставил после себя театр «Каприс» из Польши. Было понятно, почему режиссер  Адам Казакевич предложил 15-летним подросткам играть «Свитезянку» по балладам Адама Мицкевича, где много призраков, русалок и любви. Чего нельзя сказать об абсолютном большинстве других работ  театров-студий, где выбор материала и способ его воплощения вызывали одни сплошные вопросы. Ведь когда безусый юноша говорит: я родился в 35-м, – невольно почувствуешь себя героем пьесы Ионеско.

***

Очень жаль, что в этот раз публике не представилась возможность увидеть традиционно зрелищные уличные спектакли, возможно, на будущий год их все же вернут. Ну и надежда на то, что для любительских коллективов будет организован отдельный фестиваль, питает предвкушение от основной программы следующей «Белой Вежи».

Фотографии из архива театра.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s