Место под солнцем. Зарубежные эксперты о новой программе «Belarus Open»

Одиннадцать спектаклей белорусской программы ТЕАРТа в этом году посмотрели двадцать семь экспертов из разных стран. Кто мы, зачем мы, как выглядим со стороны, что показалось интересным и как белорусский театр соотносится с мировым театральным процессом – ищем обратную связь.

кандид

«Кандид, или оптимизм» Вольтера. Могилевский областной театр кукол.

01

Кристина Матвиенко
театральный критик, кандидат искусствоведения, куратор «Школы современного зрителя и слушателя» Электротеатра Станиславский (Москва, Россия)

– Мне кажется, каждый раз вы делаете такой уникальный выбор – персональную, индивидуальную выборку спектаклей белорусского театра. И каждый раз мы сталкиваемся с очень особенной и локальной вещью. Но чем локальнее вещь, тем она интереснее и важнее для посторонних наблюдателей. Нужно отстаивать свою идентичность, и в театре в том числе. Мне всегда интересно про что эти спектакли, если они касаются времени и места, в котором вы живете. Если это не вообще абстрактные универсальные высказывания про жизнь, смерть, любовь и т. д. Мне кажется, что вы держитесь правильного курса, это и есть самая экспортная статья – быть аутентичным себе.

паляванне

«Паляванне на сябе» по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Республиканский театр белорусской драматургии.

02.pngАндрей Москвин
доктор филологических наук, театральный критик, доцент Варшавского университета (Польша):

– Программа, которая была предложена в этом году, уже, как мне кажется, театр европейского уровня. И очень заметное движение вперед, по сравнению с тем, что мы видели раньше на Belаrus Open. Это, конечно, заслуга фестиваля, который делает свою продукцию, плюс заслуга самих режиссеров, которые все чаще бывают на западе, смотрят спектакли в разных странах и понимают, что непродуктивно и что надо изменять. В этом году появился очень интересный проект – «Театр социальных исследований». Именно социальные проекты теперь актуальны во всем мире. Конечно, с точки зрения европейского зрителя, это может быть и какое-то повторение того, что в Европе уже обсуждается.

родные-люди

«Родные люди?» Лехи Чиканоса. Лаборатория социального театра ECLAB.

Но для Беларуси важные все эти социальные темы и проблемы. Запоминаются «Родные люди» Лаборатории социального театра ECLAB, хорошо и правильно выстроенные, продуманные. Истории усиливаются по драматическому накалу, а последняя из них спокойная. Молодые люди, которые на самом деле не актеры, играют очень точно. «Левые диссиденты» HUNCHtheatre – это тема нашего прошлого и настоящего, потому что мы до сих пор живем некими псевдоубеждениями. И здесь очень важная роль учительницы, которая наивная, но входит в какую-то новую для нее реальность. В голове – все хаотично, а заканчивается трагично для нее и для всех людей, с которыми она сталкивается. Потому что оказывается — и это проблема нашего времени — мир, в котором мы живем, расколот сейчас и расколот был раньше. И все более страшен, потому что даже в невинной ситуации человек часто ведет себя неадекватно. После многих спектаклей возникает страшная картинка и вопрос: что с нами происходит, куда мы движемся?

диссиденты.jpg

«Левые диссиденты» Алены Шпак и Андрея Диченко. HUNCHtheatre.

На Belarus Open я вижу профессиональные работы, с интересной эстетикой, интересным способом режиссерского мышления. Например, в «Доме №5» Белорусского Cвободного театра очень сложная композиция, приемы, игра со зрителем. Для каждой истории придуманное решение с массой режиссерских находок. Это люди, которые прекрасно владеют профессией, которые ощутили какую-то творческую свободу. Игорь Казаков в спектакле «Кандид, или оптимизм» Могилевского областного театра кукол поднялся на новый художественный уровень. Юра Диваков в «Песнь песней» работает с гендерной темой и мифологией. Как мы к ней относимся, что происходит в нашем сознании, когда мы вписываем мифологию в нашу жизнь?

В программе представлена масса таких тем, которые вросли в белорусскую реальность, почву, в белорусское искусство. И люди, зрители, будут об этом думать, так как все приходит не только через литературу, но также и через театр.

песнь_1

«Песнь песней» Соломона. Центр визуальных и исполнительских искусств «Арт корпорейшн».

03.pngГлеб Ситковский
член Ассоциации театральных критиков (Москва, Россия)

– Мне кажется, что белорусский театр очень разнообразный. Если рассматривать по жанрам, то представлено почти все. Мы видели инклюзивный театр, документальные истории и вариации на тему иммерсивного театра, современную драматургию и «Театр социальных исследований». Это весьма показательный срез.

Пожалуй, самое сильное впечатление оставил спектакль «ГЭТАМЫ», независимый театральный проект, осуществленный украинским режиссером Стасом Жирковым. Это действительно про белорусскую идентичность. Про поиски белорусской идентичности, которую все ищут, ищут, да она не всегда находится. Вот и приходится наносное соскребать, чтобы ее найти. Мне кажется, сделано смешно и трогательно одновременно. Использованы минимальные средства, актеры сидят, почти не двигаются, но все держится на их мастерстве. Это интересно сделано и такие спектакли важны для белорусов. Думаю, у него будет счастливая фестивальная судьба.

Если говорить о мировом контексте, то мы все прекрасно понимаем, что советский и постсоветский театр очень сильно отличались от европейского театра. Это были две параллельные реальности, железный занавес нас надолго разделил. В последнее время происходит сближение постсоветского, российского и европейского театров. Подрастает поколение тех, кто изучает театр не только как музыку своих профессоров, а ездит на фестивали, все смотрит и читает.

гэтамы

«ГЭТАМЫ» по книге Андруся Горвата «Радива «Прудок»». Независимый театральный проект.

Однако мне кажется, что белорусский театр по-прежнему находится в зоне постсоветского пространства и на орбите российского театра. Вы похожи на нас. И все те же шишки набиваете. Хотя сближение с европейским театром тоже происходит, ощутимо влияние поляков и литовцев, которые находятся близко от вас. Но тем не менее, общая картина очень знакомая, все тоже самое. Иду, например, на спектакль «Дом № 5» Белорусского Свободного театра и вижу, что это те же самые технологии, которые использует Театр.doc, сделано по тем же лекалам. Смотрю «Левые диссиденты» Алены Шпак и Андрея Диченко в постановке Владимира Щербаня, который вроде бы и оторван от белорусской почвы, в Лондоне живет, и вспоминаю спектакль «Немецкие писатели-трансвеститы» по пьесе Константина Костенко, который видел в Тюмени. Та же попытка решить спектакль через карнавальную смеховую культуру, пробиться через телесный низ и выйти на какие-то политические темы. Драматург, живший в Екатеринбурге, и белорусские драматурги мыслят одинаково и делают какие-то близкие вещи.

дом#5_1

«Дом № 5». Белорусский Свободный театр.

«Brest stories guide» Театра «Крылы халопа» – это прежде всего потрясающая тема, которая производит сильное впечатление. Да, это очень содержательно, но по форме не очень интересно. Там ничего особенного не придумано, не изобретен заново жанр, сделано, как в десятках других спектаклей. Есть текст, произнесенный актерами, есть маршрут, есть наушники, есть люди, которые ходят по этим локациям и т.д.

Спектакль «Стражи Тадж-Махала» режиссера Александра Янушкевича – достаточно строго сделанная театральная работа владеющего профессией человека. Придумано пространство, есть два хороших актера и текст про тиранию, который ложится на какие-то политические аллюзии. Это может быть поставлено и в Беларуси, и в России, будет точно понятно про что.

Все эти спектакли я могу представить скорее в России, чем в Европе. И они российскому зрителю все же более близки, чем европейскому. Мне кажется, европейскому зрителю требуется сделать какое-то усилие, чтобы понять существующие реалии.

стражи

«Стражи Тадж-Махала» Раджива Джозефа. Центр визуальных и исполнительских искусств «Арт корпорейшн».

04

Свен Карья
драматург, переводчик, сотрудник Театра «Ванемуйне» (Тарту, Эстония)

– Это мой третий фестиваль «Belarus Open». Даже по афише этого года заметно, что акценты программы изменились. Нет спектаклей большой формы; появился созданный на документальной основе проект «Театр социальных исследований», который вызывает повышенный интерес. Я тоже являюсь поклонником данного направления. Хотя, конечно, здесь существует много неожиданных проблем. Иногда, я вижу, как люди смотрят спектакль на острую социальную тему, переживают, обсуждают ее после просмотра и считают, что они свой долг выполнили. В этом есть определенная психологическая опасность. Поэтому важно, чтобы режиссер сделал свой акцент с помощью театральных средств. Чтобы зрители не уходили в себя и не забывали о существующей проблеме, как только выходят из театра, важно нажать на эмоциональную кнопку. В этом смысле интересным мне показался «Дом №5» Белорусского Свободного театра. В нем присутствовала театральная, в чем-то даже злая энергетика. И я не могу просто так это забыть.

воздух

«Воздух». Проект Ольги Лабовкиной и Театра танца «KARAKULI».

В программе выделился спектакль «ГЭТАМЫ» – настоящий белорусский живой театр. Абсолютно не имело значения, что я не видел титры, которые летели очень быстро.

Очень радует, что у вас появились новые площадки. Я помню первый ваш фестиваль, тогда на многих спектаклях все было мрачно, с плохим светом и звуком… Немножко сожалею, что в программе не были представлены новые пьесы Павла Пряжко и Дмитрия Богославского и, конечно, хотелось бы познакомиться с творчеством последнего поколения белорусских авторов, о которых сейчас тоже много говорят.

лекар

«Павятовы лекар» Франца Кафки. Гомельский городской молодежный театр.

Очевидно, что белорусский театр ищет свое место в большом театральном мире. И сам по себе шаг в этом направлении очень важен.

Фотографии Марины Карпович, Анастасии Гизатулиной, Игоря Чищени, Алексея Пивоварчика, Анны Шарко, Евгении Войтехович
teart.by

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s