Людмила Громыко
Десятый Международный форум театрального искусства TEART проходит в Минске и, несмотря ни на что, набирает обороты. Он состоялся благодаря усилиям и упорству директора форума Анжелики Крашевской: «Не знаю, что будет завтра, будет ли еще TEART, но в такой ситуации, как сейчас, многое переосмысливается эмоционально, и форум просто необходим. Всегда проще не делать, чем делать. Это как езда по бездорожью: мы чувствуем опасность и все-таки едем. Остановиться мы всегда успеем. Важно попробовать разговаривать со зрителями в таких непростых условиях».

«Сверлийцы. Эпизод II. Борис Филановский». Режиссер Борис Юхананов. Электротеатр Станиславский (Москва, Россия).
Жизнь продолжается и музы не молчат, даже если кажется, что театр сейчас – не самое главное в нашей жизни. Международная программа представлена в новом формате, на этот раз зрителям предлагают видеопросмотры спектаклей и общение с их создателями онлайн. На площадке культурного хаба ОK16, кажется, уже возникает измененная театральная реальность. «К этому надо привыкать», – говорит выдающийся немецкий режиссер Кэти Митчелл. Разговор с ней не менее интересен, чем ее спектакль «Анатомия суицида». Хотя в действительности отсутствие репетиций и живого контакта воспринимается немецкими актерами болезненно.

«Анатомия суицида» Элис Бёрч. Режиссер Кэти Митчэлл. Дойчес Шаушпильхаус (Гамбург, Германия).
В этом году в международной программе спектакли Бориса Юхананова, Тимофея Кулябина, Гжегожа Яжины, Константина Богомолова, Дмитрия Волкострелова, Дмитрия Крымова, Франка Касторфа, Оскараса Коршуноваса, Кшиштофа Варликовского … Границы, конечно, сейчас на замке. Коронавирус во всем мире поставил театр на паузу, однако возникшие ранее театральные связи уже не могут быть оборваны. TEART на самом деле позволяет почувствовать единство мирового театрального пространства.

«Мы уезжаем» по мотивам пьесы Ханоха Левина «На чемоданах». Режиссер Кшиштоф Варликовский. Новый театр (Варшава, Польша).
17 октября стартует Belarus Open, белорусская программа TEART, где можно увидеть самые яркие премьеры двух последних сезонов. Спектакли покажут «живьем» при соблюдении необходимых мер безопасности. Ситуация у нас сложилась нетривиальная. Каждому театру приходится всматриваться в собственное будущее. Belarus Open находится на границе театрального пространства, разделенного на «до» и «после».

«Примитивы» Алексея Андреева. Режиссер Александр Марченко. Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн».
Мы отстаиваем «живой театр», способный к открытому – здесь и сейчас – диалогу со зрителем; театр актуальный, который не цепляется за клишированные представления о том, каким он обязательно должен быть; свободный от идеологических манипуляций; театр, который работает с новыми формами, ищет современный способ коммуникации со зрителем и ничего не боится. Не всегда такие спектакли можно найти на сцене репертуарных театров (хотя мы не делим коллективы по их административной подчиненности); не всегда они есть в драме, но очень часто возникают в эстетике «новой драмы» с иным способом актерского существования, новым уровнем сценической правды и коммуникативности. Именно поэтому в нашей программе так много независимых проектов и так свободно звучат голоса молодых режиссеров, проектирующих новый белорусский театр. За последние пять лет мы не только зафиксировали, как театр изменяется. Конечно, все пошло не по правилам, но начинается выход из андеграунда в большое театральное пространство. Появились новые лидеры, способные влиять на творческий процесс и создавать новые театральные миры.

«Шлюб з ветрам» Евгения Корняга, Кати Аверковой. Режиссер Евгений Корняг. Республиканский театр белорусской драматургии.
Испытание коронавирусом не было единственным в этом году. Да, отменили все международные фестивали, перенесли премьеры, замедлился театральный процесс. Программа Belarus Open недосчиталась спектаклей, на которые очень рассчитывала, на ней не будет зарубежных гостей. И все же, техническая пауза – просто мелочи жизни перед чередой событий, которые подвели белорусский театр к гуманитарной катастрофе. В какой-то момент вне театра оказались самые яркие режиссеры Александр Марченко, Игорь Казаков, Александр Янушкевич, Дмитрий Богославский. В канун столетия была приостановлена деятельность Купаловского театра, главного носителя национальной театральной культуры и театрального кода нации.

«Гоголь. Fatum.» по мотивам произведений Николая Гоголя. Режиссер Юра Диваков. Гомельский областной драматический театр.
И с этого момента вопросы: как существовать в профессии дальше? что играть? как зазвучат старые спектакли в «исправленной» реальности, если профессиональный долг и человеческая позиция конфликтуют со служебными обязанностями? – перестали быть риторическими. Самая продвинутая публика, которая отвергала всяческий пафос и обязательный хэппи-энд, скептически относилась к борьбе добра со злом, теперь обращается к понятиям, которые в искусстве принято называть «вечными». Разговор с людьми для актеров предпочтительнее, чем разговор с абстрактными зрителями. Сюжеты сейчас написаны самой жизнью. Театру нужно время, чтобы их переосмыслить.

«Мещанская свадьба» Бертольта Брехта. Режиссер Игорь Казаков. Брестский академический театр драмы.
Belarus Open не дает ответы на все вопросы. Но важно зафиксировать, каким театр был в расколе времени. В программе представлены последние работы наших лучших режиссеров. Думаю, их спектакли зазвучат по-новому, наполнятся неожиданным смыслом и акцентами еще и потому, что в зале находятся уже иные зрители.